вернуться к общему разделу

Компьютерное моделирование в обучении

Вторая половина ХХ века стала периодом перехода к информационным обществам. Лавинообразный рост объемов информации принял характер информационного взрыва во всех сферах человеческой деятельности.
Информационный взрыв породил множество проблем, важнейшей из которых является проблема обучения. Особый интерес представляют вопросы, связанные с автоматизацией обучения, поскольку «ручные методы» без использования технических средств давно исчерпали свои возможности. Наиболее доступной формой автоматизации обучения является использование машинного времени для обучения и обработки результатов контрольного опроса знаний учащихся. Все большее использование компьютеров позволяет автоматизировать, а тем самым упростить ту сложную процедуру, которую используют и преподаватели при создании методических пособий. Тем самым, представление различного рода «электронных учебников», методических пособий на компьютере имеет ряд важных преимуществ.
Во-первых, это автоматизация, как самого процесса создания таковых, так и хранения данных в любой необходимой форме.
Во-вторых, работа с практически неограниченным объемом данных.
Создание компьютерных технологий в обучении соседствует с изданием учебных пособий новой генерации, отвечающих потребностям личности обучаемого.
Персональный компьютер следует рассматривать как современное техническое средство обучения, помогающее учителю решать задачи активизации познавательной деятельности и развития нестандартного творческого мышления учащихся. Цель применения компьютера – создание дидактически активной среды, способствующей продуктивной познавательной деятельности в ходе усвоения нового материала и развитию мышления учащихся.
Творческим заданием для учащихся может быть создание слайдов (опорных конспектов) к учебным темам. Работа над ними позволяет не только глубже понять материал, но и сформировать дополнительные умения пользователя.
Наряду с традиционным контролем, предназначенным для оценки конечных результатов обучения, компьютер позволяет организовать контроль самого процесса обучения, осуществить диагностику хода материала с целью коррекции дальнейшего процесса. Поэтому диагностический контроль должен быть на каждом уроке, во всех видах учебной деятельности, небольшим по объему, но в интересной форме, и желательно безоценочным. Тогда у учащихся формируется механизм внутреннего самоконтроля. Наиболее простой и распространенной формой диагностического контроля является тесты. Компьютерный вариант тестов реализуется просто – нет проблем в немедленном обсуждении ответов. Анимация позволяет предъявлять тесты по частям, в необходимом темпе, предъявлять в конце верные ответы.
Мы сознательно разделяем понятие компьютерный урок и компьютерная поддержка урока. Компьютерный урок характерен для специфического предмета – информатики, где компьютер является не только необходимым средством обучения, но и непосредственно объектом изучения. Для других предметов персональный компьютер служит полифункциональным средством обучения, подчеркнем, реализующим свои дидактические возможности только при высоком качестве учебных программ и профессионально грамотной организации преподавателем познавательной деятельности учащихся.
Расширение функциональных возможностей позволяет широко использовать компьютеры на всех этапах учебного, процесса. Большие возможности содержатся в использовании компьютеров при обучении физике. Физика – наука экспериментальная, ее всегда преподают, сопровождая демонстрационным экспериментом. Методика обучения физике всегда была сложнее методик преподавания других предметов. Использование компьютеров в обучении физике деформирует методику ее преподавания как в сторону повышения эффективности обучения, так и в сторону облегчения работы преподавателя. Важнейшей задачей преподавания физики является формирование личности, способной ориентироваться в потоке информации в условиях непрерывного образования.
Осознание общечеловеческих ценностей возможно только при соответствующем познавательном нравственном, этическом и эстетическом воспитании личности. В связи с этим первую цель можно сформулировать так:
1. Воспитание у учащихся в процессе деятельности положительного отношения к науке вообще и к физике в частности.
2. Развитие интереса к физическим знаниям, научно-популярным статьям, жизненным проблемам.
3. Осознание учащимися роли физики в науке и производстве.
4. Воспитание экологической культуры.
5. Понимание нравственных и этических проблем, связанных с физикой.
С точки зрения информатики, решение любой производственной или научной задачи описывается следующей технологической цепочкой: "реальный объект- модель - алгоритм- программа - результаты - реальный объект". В этой цепочке важную роль играет звено "модель". Модель - это такой материальный или мысленно представляемый объект, который замещает объект-оригинал с целью его исследования, сохраняя некоторые важные для данного исследования типичные черты и свойства оригинала, т.е. его существенные стороны [1].

 

Читать далее....

[1] [2] [3] [4]

вверх

Тематика статей

Меню