вернуться к общему разделу

Направления в создании пожарных автомобилей

Решение сложнейших задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций невозможно без наличия на вооружении подразделений МЧС широкого набора специальной техники, оборудования и инструмента. Это в первую очередь разнообразные пожарные аварийно-спасательные автомобили, инженерная техника, оснащенная многофункциональным аварийно-спасательным оборудованием, средства пожаротушения, разборки и вскрытия конструкций, освещения места работ, оборудование для зараженной техники и территории, средства связи и оказания медицинской помощи, а также многое другое.
В каждом конкретном случае необходимо применять технические средства, дающий наибольший эффект ликвидации чрезвычайной ситуации.

Можно выделить три основных направления в соз­дании пожарных автомобилей:
1) установка на базовое шасси специального кузо­ва с оборудованием и средствами тушения (пожарной надстройки). В этом случае пожарный автомобиль рас­сматривается как система, состоящая из двух взаимно связанных подсистем — шасси и надстройки;
2) доработка кузова базового шасси с целью при­способления его для пожаротушения или для специаль­ных работ на месте пожара. Пожарная надстройка в этом случае отсутствует, в стандартном кузове устанавливают агрегаты и механизмы.
3) использование агрегатов, узлов и механизмов ря­да базовых шасси (или специально созданных) для соз­дания специального шасси с новыми свойствами и па­раметрами, отсутствующими у базовых моделей или их модификаций. На специальных шасси устанавливают, как правило, пожарные надстройки с более высокими по сравнению со стандартными образцами тактико-техниче­скими показателями.
Все три направления имеют место в мировой практи­ке пожарного машиностроения, однако значимость их неодинакова. Наибольшее распространение получило первое направление в создании пожарных автомобилей, наиболее технически и экономически обоснованное, а именно использование стандартных шасси. В этом случае в качестве базовых шасси используют преимущественно шасси грузовых автомобилей, подвергающиеся лишь не­значительной доработке.
Второе направление применяется при создании лег­ких пожарных автомобилей и автомобилей специально­го назначения (штабные, авто-лаборатории, автомобили связи и освещения и т. п.). При этом значительной дора­ботке подвергается лишь внутренняя компоновка кузова, внешний же вид автомобиля не претерпевает существен­ных изменений. О функциональной принадлежности та­ких автомобилей судят в основном по окраске и специ­альной световой и звуковой сигнализации. В качестве ба­зы для создания таких автомобилей используют микро­автобусы, легковые автомобили, а в последнее время — автобусы среднего и большого классов.
Третье направление — создание специальных шасси — применяется в экономически обоснованных случаях, ко­гда параметры существующих стандартных шасси не обес­печивают выполнение компоновочных, скоростных и иных требований, предъявляемых к определенным кате­гориям пожарных автомобилей. Применяют специальные шасси при создании аэродромных автомобилей с повы­шенными динамическими качествами при высокой грузоподъемности, а также коленчатых подъемников и автолестниц с повышенной высотой подъема (максимум 88 м., что практически означает предел технологических возможностей). В последнее время специальные шасси используют также при созда­нии городских пожарных автомобилей, в основном авто­мобилей первой помощи.
Анализ развития основных парамет­ров и особенностей конструкций отечественных и зару­бежных автомобилей, изучение потребностей в различ­ных типах автомобилей позволяют определить основные тенденций развития отечественного автомобилестроения:
увеличение грузоподъемности автомобилей и соответ­ственное увеличение их полных масс;
повышение максимальных мощностей двигателя и со­ответствующее увеличение скоростей движения;
повышение надежности и долговечности агрегатов и всего автомобиля в целом при одновременном сниже­нии собственной массы, увеличение нормативного пробе­га до капитального ремонта;
снижение трудоемкости технического обслуживания и ремонта автомобилей, повышение периодичности об­служивания;
перевод на дизельные двигатели автомобильного парка, применение дизелей на автомобилях среднего и легкого типов, создание дизелей воздушного охлажде­ния;
продолжение работ по созданию новых типов двига­телей для автомобилей, в том числе с электрохимиче­скими источникам энергии;
создание конструкции безопасного автомобиля, обес­печивающего уверенное и легкое управление им в раз­личных дорожных условиях и транспортных ситуациях, расширение применения дисковых тормозов, антиблокировочных устройств, усилителей тормозного привода и пр.;
дальнейшее расширение специализации автомобиль­ного транспорта, создание семейств шасси, максимально приспособленных для создания специализированных и специальных автомобилей;
интенсификация поисков альтернативных видов топлива для силовых установок автомобилей взамен при­меняемых топлив на нефтяной основе.
Анализируя изменения, происшедшие в последние годы в отечественной и зарубежной пожарной технике, можно отметить два пути совершенствования тактиче­ских показателей пожарных автомобилей:
универсализация моделей, получивших наи­более широкое применение. Например, пожарные авто­цистерны в ряде стран оборудуют небольшими порошко­выми установками, коленчатыми подъемниками, авто­лестницами, световыми мачтами, генераторами перемен­ного тока и т. п. В свою очередь, на автолестницах и автоподъемниках появляются порошковые установки, пенные баки, насосные агрегаты, лафетные стволы, гене­раторы для питания электроинструмента и др.;
специализация автомобилей общего назначения (автомобилей тушения), предназначенных для защиты определенных объектов (химических, нефтехимических, машиностроительных и т. п.). Например, автоцистерны оборудуют стволом-мачтой, позволяющей подавать воду на высоту до 30 м, пеноподъемниками для подачи пены в резервуары. Пожарную надстройку в ряде случаев устанавливают на гусеничные шасси, что позволяет по­жарной машине достичь объекта, недоступного для ко­лесного транспортного средства.
Эти тенденции являются причиной все более широко­го распространения модульного принципа проектирова­ния при создании пожарных автомобилей. Он позволяет создавать автомобили с новыми свойствами с наимень­шими затратами в сфере производства и эксплуатации.
При наличии набора стандартных модулей на одном и том же шасси можно выпускать автомобили различного назначения, максимально унифицированные между собой. Для этого достаточно заменить один или несколько модулей.

Модульный принцип особенно эффективен при вы­пуске пожарных автомобилей мелкими сериями или при производстве модификаций базовой модели. Например, при наличии отработанной конструкции комбинированного насоса со ступенью высокого давления путем заме­ны модуля с насосом нормального дав­ления на модуль с насосом комбинированным можно существенно изменить выходные характеристики пожар­ного автомобиля. Такие модификации созданы: например, пожарная автоцистерна АЦ 40(131)-137А (базовая модель) и АЦ 40(131)-137А-01 (модификация с комбинированным насосом).

 

 

Вверх

Тематика статей

Меню