вернуться к общему разделу

Роль интеллектуального потенциала в развитии предприятия

Основой успешного функционирования любого предприятия является грамотное стратегическое планирование. То, насколько правильно сформулированы цели, определены функции, построена структура  и определены функциональные связи  на предприятии – зависит успешность бизнеса. Однако, единой стратегии для всех предприятий не существует. Каждое предприятие даже одной отрасли уникально, поэтому и определение его стратегии также индивидуальная задача, которая зависит от его потенциала, а также от многих внешних факторов.
Термин «стратегия» (от греч. stratis – войско + ago – веду [1] или strategos – искусство генерала [2]) взят из военного лексикона, где он обозначает планирование и проведение в жизнь политики страны или военно-политического союза государств с использованием всех доступных средств. В общем смысле это понятие употребляется для обозначения широких долгосрочных мер или подходов, как правило, применительно к предприятию: стратегия предприятия. Помимо использования понятия стратегии в военной практике, его употребление можно услышать и в политике. Так, Л. М. Куликов определил стратегию – как «общий план достижения каких-либо (обычно крупных, общественно значимых) целей» [1]. Со временем понятие стратегии вошло и в лексикон делового управления: появились термины: «стратегическое планирование», «стратегическое управление», «стратегический менеджмент», «стратегическое мышление». По нашему мнению для понятия стратегия предприятия можно дать следующую формулировку: стратегия представляет собой совокупность методов и действий, направленных на достижение поставленных целей путем рационального использования ресурсов экономической системы. Цель стратегии – добиться долгосрочных конкурентных преимуществ, которые обеспечат производственной системе высокую рентабельность и устойчивое развитие.

На современном этапе развития экономики в Республике Беларусь все более актуальным становится активное использование инноваций, как ведущего способа повышения конкурентоспособности предприятия. В результате введения инноваций в производственную и непроизводственную сферы жизнедеятельности появилось такое понятие, как инновационная стратегия развития предприятия, которое получило признание в качестве одного из основных средств достижения целей организации в условиях высокого уровня неопределенности  ожидаемых результатов, рисков инвестиционных проектов. К настоящему времени уже сформулированы различные научные подходы к инновационному стратегическому планированию. Примерами этому могут служить такие подходы как системный, воспроизводственно-эволюционный, функциональный, маркетинговый, нормативный, комплексный, интеграционный, динамический, процессный и т.д. [3]. Все эти подходы оригинальны, научно обоснованы и имеют практическую реализацию на примере многих действующих предприятий в различных государствах. Однако, по мнению автора статьи, все они недостаточно уделяют внимание такому важному явлению как  интеллектуальный потенциал предприятия. Его основу составляет человеческий интеллект, который является средой зарождения инновационной мысли, идеи. И действительно, каким образом совершаются  крупные научные открытия и изобретения, принимаются различные стратегические решения, функционируют предприятия, создаются шедевры искусства и т.д.? Ответ очевиден -  главным двигателем жизнедеятельности является человек  и его интеллект. Если проанализировать стратегию развития всех ведущих мировых компаний, то можно убедиться, что главным приоритетом стратегии лидеров является ставка на высококвалифицированных, активных, заинтересованных своей работой сотрудников и на развитие интеллектуального потенциала. Весьма характерным для представителей крупного современного бизнеса является высказывание, которое сделал в интервью журналу "Эксперт" (№ 29 от 13.08.01 г.) руководитель европейского подразделения General Electric (GE) Клаудио Сантьяго: "Люди - это единственное конкурентное преимущество, которое есть сегодня у компаний". На протяжении многих лет таким конкурентным преимуществом было обладание технологиями. Человеческие активы играют первостепенную роль в создании интеллектуального капитала организации. Знания и навыки сотрудников предприятия, их профессиональные качества являются той частью инструментария, посредством которого создается интеллектуальная продукция, формирующая нематериальные активы организации.

Читать далее...

[1] [2] [3]

вверх

Тематика статей

Меню