вернуться к общему разделу

СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНИЗАЦИИ

Кудашов В.И., д.э.н, профессор

В общепринятом понимании стратегия – это искусство (умение, мастерство) руководства. Современное понятие стратегии, широко вошедшее в теорию и практику управления означает, совокупность положений, которыми руководствуются при принятии управленческих решений, а собственно управление – это процесс воздействия на деятельность организации в целом, отдельных ее звеньев или конкретного работника. Стратегию в сфере бизнеса рассматривают также как генеральное направление деятельности, обеспечивающей согласование целей, возможностей организации и интересов работников. При выработке стратегии необходимо исходить из реальных условий данного этапа развития организации.

Корпоративная деловая стратегия означает умение эффективно использовать имеющиеся материальные и интеллектуальные ресурсы в целях достижения максимально возможных результатов. Для коммерческих организаций – это получение экономического (доход, прибыль) или социального эффекта за счет производства продукции (предоставления услуг) с наименьшими издержками и качественного удовлетворения рыночных потребностей. Успешная реализация продукции (услуг) может быть обеспечена при наличии конкурентных преимуществ. Поэтому стратегия должна предусматривать помимо таких разделов как корпоративная миссия, продукция (услуги), деловой портфель, ресурсы, привлечение инвестиций, разработку и использование инноваций, на основе которых будут освоены новые технологии, созданы новые виды товаров или усовершенствованы существующие, обеспечен выход на новые рынки.

Безусловно, единой стратегии для всех организаций быть не может. Определение стратегии для каждой организации имеет свои оригинальные подходы, зависящие от интеллектуального потенциала, динамики развития, позиции на рынке, особенностей выпускаемых товаров или оказываемых услуг, финансового положения и др. факторов. В тоже время, как отмечают специалисты, наметилась некая гипотетическая структура стратегического плана, позволяющая судить о производственно-экономической и коммерческой деятельности, эффективности распоряжения ресурсами. Центральное место в этой структуре занимает инновационная деятельность, как наиболее важный фактор, влияющий на достижение целей организации. Поэтому непременными условиями реализации стратегии управления на основе инноваций являются: 1) наличие инновационного центра, способного генерировать творческие идеи и создавать новые технические (технологические) решения на уровне изобретений; 2) эффективная система выбора инновационных проектов посредством оценки их технико-экономической значимости; 3) программно-целевой подход к разработке и реализации проектов.; 4) индивидуальная и коллективная заинтересованность в достижении целей проекта; 5) экономические и социальные условия, обеспечивающие восприимчивость к нововведениям; 6) эффективная система управления проектами; 7) ориентация на удовлетворение потребностей рынка.

Основные задачи инновационного центра – это: а) определение направлений инновационного развития организации; б) генерирование идеи (замысла) создания нового продукта или технологии; в) отбор и оценка имеющихся альтернативных решений, которые могут быть использованы в качестве аналогов; г) формирование программы НИОКР и организационной модели ее реализации; д) разработка технической документации и проверка технологичности производства нового продукта; е) обоснование показателей экономической эффективности инновационного проекта и необходимых финансовых средств (бюджета) для его осуществления.

Учитывая все возрастающий уровень международной конкуренции и стремление быть лидерами в производстве новых продуктов, что требует высоких затрат на НИОКР, в западных странах, наряду с существующими исследовательскими центрами создаются научно-исследовательские консорциумы для консолидации средств при проведении фундаментальных исследований, целью которых является формирование концепций новых продуктов и технологий, а разработку индивидуализированных изделий и процессов осуществляют внутрифирменные инновационные центры.

Успешность деятельности инновационного центра определяется наличием кадрового потенциала, способного предложить новые творческие идеи и решения или отыскать нетрадиционные направления применения уже известных решений для реализации инновационных проектов.

Источником творческих идей в большинстве случаев является мировой патентной фонд. Проведение патентных исследований позволяет выявить направления, достигнутый уровень и тенденции развития техники и технологии, отобрать наиболее перспективные изобретения и промышленные образцы, которые могут стать основой для разработки конкурентоспособных продуктов или технологий, либо будут использованы в качестве прототипов для создания новых патентоспособных решений, имеющих высокий коммерческий потенциал.

Важное значение имеет наличие в организации методики оценки технико-экономической значимости изобретений и др. технических решений для выбора инновационных проектов с точки зрения их успешной коммерциализации. В работах ряда авторов значимость технических решений предлагается характеризовать такими показателями как степень новизны, перспективность, технологичность, ожидаемый эффект, условия реализации и др. Каждая из характеристик представляется в виде системы показателей, которым дается экспертная оценка в баллах. Оценить влияние изобретений и др. решений на достижение ожидаемых технико-экономических параметров, очевидно, возможно при наличии ранжированного перечня таких показателей для конкретного объекта.

В зарубежной практике (США, Канада и др.) широко используется система предварительной оценки новшеств на основе многокритериального подхода. В США, например, в 1988 г. принят специальный закон о технологической ответственности и создана национальная служба технической оценки инноваций. Основными критериями для отбора перспективных инноваций являются рыночные параметры: динамика спроса на определенный продукт, оценка рыночного риска, состояние конкуренции, требуемые инвестиции, обеспеченность ресурсами и др.

Некоторые российские исследователи предпочтение отдают оценке влияния изобретений на технический уровень и экономические показатели продукции [1].

Очевидна также необходимость в эффективном управлении разработкой и реализацией инновационных проектов. Поскольку управление научными исследованиями и разработками в зависимости от стадий их проведения имеет свою специфику и осуществляется большей частью в условиях неопределенности, система управления может быть непрерывно изменяющейся по мере осуществления проекта.

Наиболее приемлемым в нынешних условиях развития представляется программно-целевой метод планирования, в основе которого лежит программа, как форма концентрации усилий и ресурсов на решении важнейших задач планового периода и система методов и методических приемов, обеспечивающая постоянную ориентацию управленческой деятельности, планово-управленческих решений и процессов выполнения этих решений на конечные результаты [2, с.199].

Итеративность процесса планирования, как один из принципов программно-целевого подхода, позволяет обеспечить сбалансированность планов, исходя из решаемых задач и ресурсов по критерию эффективность-стоимость на весь жизненный цикл проекта.

Исключительно важной является индивидуальная и коллективная заинтересованность в достижении целей проекта. Анализ зарубежного опыта (США, Канады, европейских стран) подтверждает, что во главе успешных проектов всегда стоят способные и преданные делу лидеры, которые объединяют усилия всех исполнителей проекта, обеспечивая высокую степень мотивации их труда. При этом в качестве лидера должен быть человек, не только обладающий научно-техническими знаниями, но прежде всего, это профессиональный менеджер, который знает как осуществлять бизнес, готовый идти на риск ради достижения успеха, а также нести ответственность за принятые решения. Для успешной реализации программы инновационного развития экономики сегодня требуются профессиональные менеджеры по управлению инновациями.

Мировой практикой предложены и опробированы меры прямого и косвенного регулирования процессов создания и коммерциализации объектов интеллектуальной собственности на основе которых на рынке появляются новые продукты и технологии. Действующая в настоящее время в Беларуси система стимулирования процессов создания, охраны, коммерциализации объектов интеллектуальной собственности позволяет авторам получать вознаграждения в размере 10 % от полученной чистой прибыли. Однако, если непосредственно для изобретателя это неплохой стимул, то для коллектива, осуществляющего разработку технической документации, изготовление опытного образца и доведения его до стадии промышленного освоения, система стимулирования практически отсутствует либо весьма незначительна (3 % от прибыли за содействие использованию изобретений).

Надо полагать, что действующая система стимулирования и не в последнюю очередь поддержка высших руководителей в значительной мере воздействует на инновационную восприимчивость организации к нововведениям. Действенность этого фактора определяется также множеством внешних и внутренних условий. Из внешних условий наибольшее влияние оказывают: а) ситуация на рынке (спрос, коньюнктура, конкуренты); б) система государственного регулирования (налоги, льготы, инвестиции, кредитная политика, участие в финансировании рисковых этапов инновационного процесса); в) наличие необходимой инфраструктуры поддержки инновационной деятельности (информационно-аналитические центры, бизнес-инкубаторы, внебюджетные фонды, венчурные организации, страховые компании, институты подготовки и повышения квалификации кадров и др.) Внутренние условия – это уровень инновационного потенциала организации, материально-техническая база, организационная структура, стратегия развития.

Инновационная восприимчивость организации определяется прежде всего направленностью ее интересов как экономически самостоятельного субъекта хозяйственной деятельности. Она отражает и меру внутренней потребности в обновлении продуктов и технологий. Анализ показывает, что такая потребность возникает у субъектов инновационного процесса (коллективов отдельных личностей) в силу необходимости удовлетворения их собственных потребностей. Последние в свою очередь взаимосвязаны с уровнем удовлетворения потребностей их хозяйственных партнеров.

Следовательно, инновационная восприимчивость как форма проявления экономической самостоятельности организации может быть реализована только в такой социально-экономической среде, которая обеспечивает для субъектов хозяйственных отношений взаимовыгодные условия научно-производственной и коммерческой деятельности.

В качестве важного фактора, обеспечивающего успех инновационной деятельности, выделена эффективная система управления проектами. Такая система должна обеспечивать высокую степень координации и контроля работ на всех этапах выполнения проекта, обоснованность оценок материальных затрат и затрат времени, систематический анализ и учет изменений внешней и внутренней среды при их реализации. Учитывая недостаточность инвестиций, ограниченность ресурсной базы, система управления должна охватывать весь спектр выполняемых работ – от идеи нового продукта или процесса через стадии проектирования, экспериментальной опробации до подготовки рыночных испытаний и дальнейшего совершенствования продукта или процесса.

Читать далее...

[1] [2] [3]

вверх

Тематика статей

Меню