вернуться к общему разделу

Управленческую деятельность необходимо сосредоточить на решении следующих задач: а) структуризации и определении взаимосвязей между этапами выполняемых работ; б) взаимодействии участников проекта (автор, партнеры, инвестор, менеджер); в) составлении и контроля графика работ и сметы расходов по реализации проекта; г) обеспечении качества всех работ по проекту; д) быстрой адаптации к изменяющимся условиям и требованиям; е) анализе рисков и разработке мер воздействия на их снижение; ж) коммерциализации продукта или процесса (анализ будующего рынка, расширение продаж, трансфер технологий и т. д.).

Ориентация на удовлетворение потребностей рынка означает, что при выработке стратегии управления необходимо исходить из результатов патентных и маркетинговых исследований. Анализ зарубежного опыта показывает, что в большинстве высокотехнологичных отраслей США от 60 до 80 % нововведений осуществляется в ответ на потребности рынка.

Идеи создания новых продуктов или процессов как известно возникают либо по инициативе самих разработчиков, либо в ответ на востребованность рынка. В первом случае информационной базой для разработки являются патентные исследования, позволяющие определить достигнутый мировой технический уровень, во втором – маркетинговые исследования, дающие информацию о мотивации и предпочтениях потребителей. Известно, что маркетинговое исследование определяют как «процесс систематической подготовки и проведения различных обследований, анализа полученной информации и предоставления результатов и выводов в виде, соответствующем конкретной маркетинговой задаче, стоящей перед фирмой» [3, с. 52].

Взаимосвязь и взаимообусловленность патентных и маркетинговых исследований четко прослеживается при сравнении содержания каждого из них (рисунок 1).

Проведение комплекса патентных и маркетинговых исследований является необходимым условием создания и коммерциализации инноваций. Выполнение этих исследований, равно как и НИОКР, требует наличия в структуре организации соответствующих подразделений, квалифицированных специалистов, постоянного взаимодействия и нацеленности их на решение задач в соответствии с выбранной стратегией.

Коммерчески успешные инновации создаются, как показывает зарубежный опыт, в результате тесного взаимодействия подразделений, выполняющих НИОКР с патентными и маркетинговыми службами, начиная от зарождения идеи нового продукта или процесса вплоть до его выведения на рынок и реализации альтернативных стратегических задач (обеспечение потребностей конкретного рынка, расширение объемов производства и увеличение доли рынка, выход на новые рынки и т. д.)

Рис.1 - Направления исследований

Условием эффективной реализации стратегии инновационного развития является создание и правовая охрана объектов интеллектуальной собственности (изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, топологий интегральных микросхем и др.), составляющих базис, исходя из значимости которого можно осуществлять деловую стратегию организации. В зависимости от наличия и весомости портфеля патентов и патентных заявок по перспективным направлениям развития науки и техники организация может принять: а) стратегию лидерства, если созданы изобретения, которые могут явится основой для разработки новых товаров и технологий; б) стратегию совершенствования производимых товаров и технологий, если созданы изобретения, позволяющие достигнуть их качественно новых характеристик и удовлетворить возрастающие потребности рынка; в) стратегию выживания, если созданные изобретения лишь частично улучшают потребительские свойства товаров.

Несомненно, выбор стратегии зависит от финансовых, кадровых, материально-технических возможностей организации и должен исходить из оценки имеющегося потенциала. В условиях открытой мировой конкуренции в стратегии инновационного развития экономики ключевым фактором успеха является концентрация ресурсов на направлениях, обеспечивающих, с одной стороны, устойчивые конкурентные преимущества за счет высокого научно-технического уровня производственных технологий и производимой продукции, а также сравнительно более низких издержек производства, с другой – востребованность данной продукции или технологии конкретным рынком. Ответ на этот вопрос призваны дать маркетинговые службы, осуществляющие коммуникационную политику организации. При этом важно иметь постоянную обратную связь между промежуточными результатами разработок и результатами маркетинговых исследований с тем, чтобы производить корректировку управленческих решений в осуществлении инновационных процессов. Зарубежный опыт показывает, что данные маркетинговых исследований нацеливают на создание изобретений, отвечающих существующим потребностям рынка.

В обеспечении конкурентных преимуществ важную роль призвано сыграть постоянное взаимодействие непосредственно разработчиков инноваций и патентных подразделений на всех стадиях инновационного цикла – от изобретения и до коммерциализации нового продукта или технологии.

Главные усилия патентного подразделения организации должны быть сосредоточены на решении комплекса задач, способствующих получению максимально возможных результатов – сохранении или завоевания конкурентного превосходства. В задачи, которые должны быть решены, входит:

    - проведение патентно-информационного поиска и анализа достигнутого уровня в конкретной сфере деятельности;

    - выявление, систематизация охраняемых объектов интеллектуальной собственности и выбор форм их правовой охраны;

    - оформление заявок на получение охранных документов на объекты интеллектуальной собственности или их регистрацию (например, компьютерных программ);

    - формирование портфеля патентов и патентных заявок по перспективным (определяющим) направлениям развития экономики;

    - отбор, оценка стоимости и постановка на учет коммерчески значимых объектов;

    - определение доминирующих объектов в перспективном планировании их коммерциализации;

    - определение основных преимуществ процесса или продукта, анализ возможных путей выхода на рынок; - рекламно-информационное обеспечение, включая участие в международных выставках и ярмарках;

    - проверка патентной чистоты выпускаемых продуктов, применяемых технологий и средств индивидуализации товаров и услуг;

    - проведение мониторинга (оценка, прогноз) состояния развития определенных научных направлений, изменений в патентно-лицензионной ситуации и потребностях рынка;

    - выявление перспектив и заинтересованных организаций (фирм) в расширении технологического обмена или объемов производства продуктов путем продажи (закупки) лицензий на объекты интеллектуальной собственности.

    Для успешного решения этих задач в структуре патентного подразделения необходимо иметь специалистов по информационно-аналитическому обслуживанию (создание системы информационного обеспе, патентные исследования, подготовка аналитических обзоров по направлениям выполняемых исследований и разработок и т.п.); управлению правами на создаваемые объекты интеллектуальной собственности (выявление патентноспособных решений, оформление заявок, патентование, включая зарубежное, регистрация товарных знаков, программных продуктов, выработка мер по защите товарного рынка, уплата пошлин и др.); управлению коммерциализацией ИС (оценка стоимости, учет, обоснование форм коммерциализации ИС, организация работ по продаже и закупке лицензий, мониторинг патентно-лицензионной ситуации); организационно-правовому обеспечению (разработка нормативно-методических документов, организация защиты прав в административном и судебном порядке, стимулирование за создание и использование ОИС и др.)

    В зависимости от профиля и сферы деятельности организации, выбранной стратегии развития, целей и задач, которые она ставит перед собой, организация может создавать адекватную структуру.

    Статистические данные о созданных производственных технологиях организациями Республики Беларусь [4, с. 237] показывают, что соотношение принципиально новых технологий к новым за рубежом и новым в стране за последние 5 лет составляет 1:7:54. Иначе говоря, принципиально новых и новых за рубежом технологий создается только 13 %, а 87 % - это давно известные и широко применяемые за рубежом технологии. Стоит ли их относить к созданным новым? Патентные службы вполне способны предложить такие технологии в качестве аналогов для разработки более прогрессивных. В торговле технологиями с зарубежными партнерами, охраняемые объекты интеллектуальной собственности занимают около 3 %. Так в 2006г. по 787 договорам переданы 2 патента на изобретения, 3 промышленных образца, 10 ноу-хау и 3 товарных знака, в 2008г. по 1119 договорам переданы 3 патента на изобретения, 3 патентных лицензии, 15 ноу-хау и 9 товарных знаков.

    В тоже время организациями республики ежегодно создается более 1000 изобретений, 800 полезных моделей, 200 промышленных образцов, однако они пока не заняли в продаже технологий доминирующее положение, как это происходит в торговле зарубежных фирм и корпораций.Недооценка роли патентных и маркетинговых служб в выработке и реализации стратегии инновационного развития отрицательно сказывается на конкурентоспособности и расширении рынков товаров и услуг, приводит к потерям валютных средств в торговле технологиями.

     

    Вернуться назад | Читать далее

    [1] [2] [3]

    вверх

Тематика статей

Меню