вернуться к общему разделу

Весьма медленно развивается торговля лицензиями. В 2007г. зарегистрировано 183 лицензионных договора о передаче права на использование объектов промышленной собственности, 217 договоров на уступку, т.е. полную передачу прав на созданные объекты и 15 договоров франчайзинга. Почти 50 % от общего количества договоров относятся к уступке прав на товарные знаки. Патентные лицензии составляют только 7,5 %. При этом следует учитывать, что лицензионные договоры заключаются в основном между белорусскими субъектами хозяйствования и лишь небольшая их доля приходится на страны СНГ. Продажа лицензий фирмам промышленно развитых стран либо незначительна (менее 1 % заключенных договоров), либо вовсе отсутствует. Из этого следует, что белорусские патентообладатели или не умеют продавать результаты интеллектуальной деятельности или их изобретения не отвечают потребностям потенциальных покупателей.

Для успешной продажи лицензий необходимо, как минимум техническая (технологическая) и экономическая оценка результатов НИОКР и созданных изобретений, наличие изготовленных образцов для демонстрации технико-экономических параметров, организация рекламных и PR-компаний, поиск и налаживание контактов с потенциальными покупателями, опыт проведения технических и коммерческих переговоров. Выполнение всего комплекса работ по продаже лицензий невозможно без помощи профессиональных специалистов: патентоведов, маркетологов, юристов, консультантов по управлению интеллектуальной собственностью.

В зависимости от деловой стратегии организации (стратегия лидерства, стратегия совершенствования, стратегия быстрого освоения новых рынков, стратегия разработки новых товаров, стратегия диверсификации и т. п.) необходимо иметь адекватную модель управления реализацией стратегии. Обобщенная модель управления разработкой нового продукта включает следующие стадии (рисунок 2)

Модель

Рис.2 - Модель управления разработкой и реализацией нового продукта

Определяющей стадией в этой модели является разработка концепции нового продукта, которая включает планируемые технико-экономические характеристики и цели концепции, предварительные оценки необходимых ресурсов, анализ препятствий для выхода на рынок, оценку возможных доходов. Концепция должна базироваться на достоверности информации, возможности обеспечения преимуществ, степени удовлетворения потребности рынка, предполагаемой цене продажи, характеристике потенциальных рынков.

Проработка вариантов концепции, проверка и выбор наиболее приемлемой, с точки зрения удовлетворения потребностей потенциальных покупателей, требует глубоких патентно-информационных и маркетинговых исследований, технико-экономической оценки результатов исследований, обоснованности идей и созданных изобретений. Исходя из этого принимается решение о разработке нового продукта.

На стадиях «разработка» и «экспериментальная проверка» решаются вопросы идентификации собственника результатов исследований и разработок, а также распределения прав на них между заказчиком, инвестором, исполнителями и авторами изобретений и промышленных образцов. Одновременно проводится исследование патентоспособности технических решений и осуществляется патентование созданных объектов промышленной собственности. При распределении прав на объекты интеллектуальной собственности (изобретения, промышленные образцы, ноу-хау и др.), как правило, учитывают характер договорных обязательств, вклад каждого участника в создание, правовую охрану и освоение производства нового продукта, предполагаемое участие в коммерческом использовании. На этих стадиях проводится анализ ситуации на рынке, оценка технического уровня и технологичности нового продукта, уточняются планы последующих стадий. Изготовление и доработка опытного образца сопровождается проверкой патентной чистоты нового продукта, оценкой возможных затрат на его производство и реализацию, корректировкой маркетинговой стратегии.

Завершается стадия изготовлением опытной партии нового продукта, рыночными испытаниями, регистрацией товарного знака. Рыночные испытания позволяют определить соответствие технико-экономических параметров продукта заложенным при разработке концепции, а также условиям безопасности и экологическим требованиям. Конечная цель этой стадии – определение возможного спроса, объема продаж, ценовой политики.

По результатам рыночных испытаний принимается решение об организации серийного производства, определяются поставщики материалов и комплектующих изделий, проводится сертификация нового продукта, уточняются планы продаж, определяются конкретные товарные рынки, создается систем сервисного обслуживания.

На стадии коммерческой реализации осуществляется также проработка возможностей продажи сопутствующих лицензий на созданные при выполнении инновационного проекта объекты интеллектуальной собственности.

Безусловно, модели стратегии управления инновационной деятельностью и интеллектуальной собственностью будут иметь различия в зависимости от вида организации (научно-исследовательские, проектно-конструкторские, промышленные предприятия, малые инновационные фирмы и т. п.), выбранной стратегии, интеллектуального потенциала организационной структуры, инвестиционного капитала и др. факторов. Кроме того, необходима развитая инфраструктура поддержки инновационного развития (соответствующие организации, фонды, учреждения), создание благоприятных условий (законы и нормативные акты, система налогообложения, стимулирования) предпринимательской деятельности.

Литература:

    1. Скорняков Э.П., Горбунова М.Э. Оценка значимости изобретений как инструмент управления инновационным процессом. М.: оао иниц «Патент», 2006.-156с.

    2. Интеллектуальная собственность: управление на всех этапах жизненного цикла /А.А. Абрамян, Г.И. Андреев, В.А. Солодовников, В.А. Тихомиров. М.: Магистр-пресс, 2007.-356с.

    3. Божук С.Г., Ковалик Л.Н. Маркетинговые исследования. СПб.: Питер, 2003.-304с.

    4. Статистический ежегодник Республики Беларусь. Мн., 2008.

    5. Стимулирование коммерциализации инноваций. В.И. Кудашов, И.И. Сержинский, В.Л. Колотухин, Т.И. Таранова /Под науч. ред. П.Г. Никитенко. Мн.: Право и экономика, 2006.-182с.

    Вернуться назад

    [1] [2] [3]

    вверх

Тематика статей

Меню