вернуться к общему разделу

Особенности межличностных отношений детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст - этап психического развития от 3 до 6–7 лет. Характеризуется тем, что ведущей деятельностью является игра.
Выделяют три периода:

- младший дошкольный возраст (3–4 года),

- средний (4–5 лет)

- старший (5–7 лет).

В средней, старшей группе детского сада существуют достаточно устойчивые избирательные отношения. Дети занимают разное положение среди сверстников: одни становятся более предпочитаемыми, другие - менее. С одними хотят играть, других в игру не принимают. Здесь уже можно выделить социальные статусы детей: лидеры(предпочитаемые или «звезды», принятые, непринятые, изолированные (отверженные).

- Предпочитаемые - эти дети находятся в группе в атмосфере любви и поклонения. Их ценят за красоту, обаяние, быстрое реагирование в разных ситуациях и лояльность, за уверенность, способность, не колеблясь брать на себя ответственность, не бояться риска. Однако такие дети могут страдать звездной болезнью.

- Принятые - они особенно не выделяются, у них добрая душа, им доверяют, с ними советуются, хотят играть, хотя воспитатель иногда не видит в них ничего примечательного.

- Непринятые - часто чувствуют равнодушие или неприязнь сверстников. Непринятые дети чаще всего драчуны, задиры, с ними не хотят играть именно из-за этого.

- Изолированные - обычно тихони, их не видно, не слышно, они не участвуют в общих делах и играх, отказываются от всего, что им предлагают, если такой ребенок не пришел в детский сад, его отсутствия могут не заметить. [1 с. 203].

В последнее время к психологам довольно часто обращаются родители с жалобами на трудности их ребенка в налаживании дружеских отношений со сверстниками, на постоянные ссоры с ними, неумение договариваться о совместных делах и играх, строить планы, выражать просьбы, делать сообщения и т.д. Родителей волнует, что их ребенок почти всегда играет один или только с близкими взрослыми, иногда - с младшими по возрасту детьми, оказываясь вне общества своих сверстников, в определенной изоляции. Но при этом, как отмечают взрослые, ребенок тянется к детям, а они его не принимают, с ним играть не любят и не хотят. Это обычно вызывает у ребенка отрицательно окрашенное настроение, раздражительность, чувство неудовлетворенности, эмоциональный дискомфорт, вследствие чего существенно повышается напряженность в отношениях между членами семьи. К сожалению, число таких случаев становится все больше.
Проблемы коммуникативного характера могут быть выражены у детей в различной степени, но во всех случаях они приводят к общему изменению коммуникативного поведения ребенка, возникновению негативных черт во взаимодействии ребенка с миром взрослых и сверстников. Проблемы в коммуникативном развитии могут иметь ярко выраженный характер, хотя зачастую могут внешне проявляться слабо и восприниматься окружающими как замкнутость детского характера. Однако их отрицательное влияние на общее развитие ребенка оказывается более опасным, чем это кажется на первый взгляд. Последствия этого крайне тревожны. Когда ребенок не может занять в группе сверстников желаемого положения " на равных", он часто замыкается, начинает сторониться и избегать детского сообщества.  Стремясь занять «авторитетное» место в детском коллективе, ребенок, начинает  действовать «с позиции силы». И в том, и в другом случае эти дети имеют невысокий «социальный статус» в группе сверстников и низкие показатели эмоционального комфорта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А. Г. Рузской. М., 1989

 

Автор: Марина Васнецова (психолог)

вверх

Тематика статей

Меню