вернуться к общему разделу

Обидчивые дети

Обиду можно понимать как болезненное переживание человеком игнорирования или отвержения со стороны партнеров по общению. Это переживание включено в общение и направлено на другого человека. Явление обиды возникает уже в дошкольном возрасте. Маленькие дети (до 3—4 лет) могут расстраиваться из-за отрицательной оценки взрослого, требовать внимания к себе, жаловаться на сверстников, но все формы детской обиды носят непосредственный, ситуативный характер — малыши не застревают на этих переживаниях и быстро забывают их.
Феномен обиды во всей своей полноте начинает проявляться после 5 лет, что связано с появлением в этом возрасте потребности в признании и уважении — сначала взрослого, а потом и сверстника. Именно в этом возрасте главным предметом обиды начинает выступать сверстник, а не взрослый.
Обида на другого ребенка проявляется:

- игнорирование партнера, недостаточное внимание с его стороны (например, ребенка не приглашают играть или не дают желанной роли);

- отказ в чем-то нужном и желанном (не дают обещанной игрушки, отказывают в угощении или подарке);

- неуважительное отношение со стороны других (унижение, дразнилки);

- успех и превосходство других, отсутствие похвалы.

Во всех этих случаях ребенок чувствует себя отвергнутым и ущемленным. Для проявления обиды характерна подчеркнутая демонстрация своей «обиженности».
Поведение детей в состоянии обиды имеет интересную и парадоксальную особенность. С одной стороны, это поведение носит явно демонстративный характер и направлено на привлечение внимания к себе. С другой стороны — дети отказываются от общения с обидчиком: молчат, отворачиваются, уходят в сторону.

Нужно различать адекватный и неадекватный повод для проявления обиды.
Адекватным можно считать повод, когда реально присутствует сознательное отвержение человеком партнера по общению, его игнорирование или неуважительное отношение. Кроме того, более обоснованной можно считать обиду со стороны значимого человека. Ведь чем больше другой человек является значимым, тем больше можно рассчитывать на его признание и внимание.
Неадекватным для проявления обиды является повод, когда партнер не демонстрирует неуважения или отвержения другого. Человек реагирует не на реальное отношение другого человека, а на свои собственные неоправданные ожидания, на то, что он сам воспринимает и приписывает окружающим.

Обидчивые дети воспринимают успехи других как собственное унижение и игнорирование себя, а потому переживают и демонстрируют обиду.
Характерной особенностью обидчивых детей является яркая установка на оценочное отношение к себе и постоянное ожидание положительной оценки, отсутствие которой воспринимается как отрицание себя.
Установка на оценочное отношение к себе у обидчивых детей проявляется в различных показателях отношения к сверстникам:

- в характере их восприятия;

 - в особенностях самооценки и ожидаемой оценки товарищей;

 - в интерпретациях конфликтных ситуаций и способах выхода из них.

Ребенок постоянно смотрит на себя глазами других и оценивает себя этими глазами, находясь как бы в системе зеркал. Эти «зеркала» позволяют видеть только самого себя, закрывая окружающий мир и других людей. Все это приносит ребенку острые болезненные переживания и препятствует нормальному развитию личности. Поэтому повышенную обидчивость можно рассматривать как одну из конфликтных форм межличностных отношений.

 

 

Автор: Марина Васнецова (психолог)

вверх

Тематика статей

Меню