вернуться к общему разделу

Влияние музыки и шахмат на когнитивные способности детей

В последние годы ряд исследователей предложили доказательства, свидетельствующие о том, что два вида деятельности, являются особенно эффективными в деле улучшения когнитивных способностей детей. Это игра в шахматы и обучение игре на музыкальном инструменте.

Ученые понимают, что трудно делать окончательные выводы на основании одного исследования. Поэтому они предпочитают ждать, пока другие исследователи реплицируют эксперименты, прежде чем принимать результаты собственных экспериментов в качестве действительных. Конечно, ученые тоже люди, и естественно они хотят продвигать свои теории. Но коллективно ученые стараются держать предубеждения друг друга под контролем.

В недавней статье британские психологи Джованни Сала и Фернанд Гобет сообщают о двух метаанализах, которые они недавно провели. Эти ученые провели исследование имеющихся данных о том, повышает ли игра в шахматы или на музыкальном инструменте когнитивные способности детей.

Обычно, когда ученые начинают изучать новую тему, некоторые исследования находят подтверждения, а некоторые нет. В результатах некоторых исследований находятся факты, подтверждающие гипотезу, в то время как других исследованиях присутствует небольшая доля подтверждающих фактов. Метаанализ помогает найти общие тенденции в массивных объемах данных, и он также может определить, является ли каждое конкретное исследование достоверным, а также помогает определить насколько точными являются результаты исследования.

Исследования убедительно показали, что те дети, которые играют в шахматы или на музыкальном инструменте, набирают больше баллов на тестах интеллекта, чем их сверстники. Так что, возможно, есть веские основания думать, что эти мероприятия являются когнитивными ускорителями. Но мы должны иметь в виду, что эти исследования корреляционные, и что корреляция не подразумевает причинно-следственной связи. Кроме того, возможно, что умных детей просто привлекают интеллектуально сложные задачи, такие как шахматы и музыка.

Идея о том, что игра в шахматы или на музыкальном инструменте может повысить общий интеллект и успеваемость базируется на концепции, известной как "передача знаний". Эта идея заключается в том, что навыки, полученные в одной области, автоматически переносятся в другую область. Например, преподаватели давно верили, что строгость изучения латыни поможет студентам в изучении математических курсов. В 1901 году психологи Эдвард Торндайк и Роберт Вудворт провели серию экспериментов по передаче знаний, которые разоблачили эту ложную теорию. Торндайк и Вудворт обнаружили, что, если две задачи похожи, некоторые способности могут перейти от одной задачи к другой. Они называли это близким к переходу. Так что, если вы уже знаете латынь, это сделает изучение итальянского гораздо проще, потому что это два родственных языка. Но передача знаний между двумя несвязанными областями просто так не происходит. Например, изучение латинского языка не помогает понять алгебру или геометрию. Торндайк и Вудворт решили, что представление о передаче знаний является ошибочным. Но идея о том, что одна задача может тренировать ваш мозг, чтобы сделать вас умнее в целом является слишком привлекательной, чтобы от нее так просто можно было отказаться. Итак, Сала и Гобет провели метаанализы, чтобы определить, отклонили ли Торндайк и Вудворт идею переноса слишком рано.

Первый проведенный метаанализ исследовал более широкий спектр фактов, подтверждающих влияние музыкального обучения на общую успеваемость учащихся. Сала и Гобет обнаружили, что эффект уменьшился по мере того, как эксперимент стал более жестко контролироваться. Иными словами, исследователи, которые использовали небрежные методы, как правило, находили большой рост успеваемости, а те, кто проводил исследования в более жестких рамках определяли, что игра на музыкальном инструменте не является академическим преимуществом обучения в целом. Аналогичные результаты дал второй метаанализ исследований по шахматам и школьному обучению.

Сала и Гобет пришли к выводу, что ни шахматы, ни музыка не являются когнитивным ускорителем, как это часто утверждалось ранее. Они также ссылаются на другие исследования, которые также не нашли увеличения общих когнитивных способностей для людей, которые играют в видеоигры, несмотря на недавние сообщения в прессе об обратном.

Многие компании многомиллиардной отрасли продажи он-лайн и видео игр лоббируют идею о том, что их продукция повышает когнитивные способности тех кто в них играет. Несмотря на то, что эти компании заявляют о научных доказательствах, подтверждающих ценность их продукции, тщательное проведение метаанализов, подобных тем, которые были представлены здесь, не дает достаточной поддержки их утверждениям. Ученые доказали, что воспроизведение видеоигр не повышает память или внимание человека за пределами игры. И то, что дети играют в шахматы или музыку, не делает их умнее.

В связи с этим есть над чем задуматься родителям, которые перегружают своих детей дополнительными занятиями по музыке или шахматам в надежде сделать их умнее. Если ребенку это не нравиться, и он излишне перегружен, то это скорее всего разовьет его общую нелюбовь к процессу обучения вместо того, чтобы «раскрыть» свой академический потенциал.


Литература

1. Sala, G. & Gobet, F. (2017). Does far transfer exist? Negative evidence from chess, music, and working memory training. Current Directions in Psychological Science. Advance online publication. doi: 10.1177/0963721417712760

Автор: David LuddenPh.D., is a professor of psychology at Georgia Gwinnett College

Перевод: Елена Воробьёва

вверх

Тематика статей

Меню